1) полные наименования и почтовые реквизиты предприятия , заявляющего претензию, и контрагента, которому она предъявляется. Напомним, полное наименование предполагает указание названия и организационно-правовой формы предприятия (например, Общество с ограниченной ответственностью «Лютик»);
2) дата предъявления и номер претензии . Фактически речь идет о дате составления претензии, поскольку дату ее получения контрагентом заранее знать мы можем далеко не всегда;
3) обстоятельства, на основании которых предъявлена претензия . Иначе говоря, изложение фактов: дата, номер и предмет договора, который заключили с контрагентом, какие сроки для оплаты товара предусмотрены договором, установлены ли договором штрафные санкции за нарушение сроков оплаты;
4) доказательства, которые подтверждают эти обстоятельства . Основным доказательством будет договор, где зафиксировано обязательство об оплате товара. Если, к примеру, в договоре предусмотрена оплата уже поставленного товара, дополнительно следует предъявить документы, подтверждающие такую поставку (акт приемки-передачи, накладные, доверенности на получение товарно-материальных ценностей и пр. );
5) ссылка на соответствующие нормативные акты . В нашей ситуации достаточно сослаться на следующие нормы Гражданского кодекса Украины (далее — ГКУ):
— ст. 526 (обязывающую к надлежащему выполнению обязательств);
— ст. 530 (если в обязательстве установлен срок его выполнения, то оно подлежит исполнению в этот срок);
— ст. 612 (указывает на возможные последствия невыполнения обязательств в срок);
— ст. 622 (согласно ей контрагент, даже если уплатит неустойку и возместит убытки, причиненные несвоевременной оплатой товара, не освобождается от самой обязанности его оплатить);
— ст. 691 (гласит об обязанности покупателя оплатить товар по цене, установленной в договоре купли-продажи);
— ст. 692 (среди прочего, закрепляет за продавцом право требовать оплаты товара и уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами).
Кроме того, дополнительно можно сослаться на ХКУ. В частности, на ст. 222 (гарантирующую право на предъявление претензии), ст. 230 (предусматривающую возможность применения договорных штрафных санкций за нарушение условий договора), ст. 231 (устанавливает порядок определения размера таких санкций).
6) требования заявителя претензии . В рассматриваемом нами случае наиболее корректным будет требование о погашении суммы задолженности по договору. Обратите внимание: такое либо иное требование обязательно должно присутствовать в претензии, иначе у вашего контрагента появится возможность сослаться на то, что полученный от вас документ был не претензией, а простым информированием;
7) сумма претензии и ее расчет . В сумму претензии, кроме самой задолженности контрагента по договору, может быть включен штраф или пеня за просрочку оплаты товара, когда соответствующие санкции изначально предусмотрены договором. Кроме того, 3% годовых за пользование чужими денежными средствами и инфляционные потери могут включить в претензионные требования, независимо от того, была ли о них оговорка в самом договоре;
8) платежные реквизиты заявителя претензии . В указании этого реквизита отпадает необходимость, если к претензии об уплате денежных средств вы приложите платежное требование-поручение на сумму претензии (ч. 4 ст. 6 ХПК, ч. 4 ст. 222 ХКУ). Форму платежного требования-поручения можно найти в приложении 3 к Инструкции о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте, утвержденной постановлением Правления НБУ от 21.01.04 г. № 22;
СПРАВКА
Платежное требование-поручение — расчетный документ, который содержит требование получателя (в нашей ситуации таким получателем выступает поставщик) непосредственно к плательщику (для нас это покупатель, просрочивший оплату) уплатить сумму средств и поручение плательщика банку, который его обслуживает, осуществить перечисление определенной плательщиком суммы средств со своего счета на счет получателя (п. 1.26 Закона Украины «О платежных системах и перечислении средств в Украине» от 05.04.01 г. № 2346-III).
9) перечень документов и других доказательств, прилагаемых к претензии .
Документы, подтверждающие требования заявителя претензии, прилагаются к ней в оригиналах или надлежащим образом удостоверенных копиях. Под «надлежащим образом заверенными» не следует понимать копии, прошедшие удостоверение у нотариуса. Поскольку прямого указания на необходимость именно нотариального удостоверения нет, достаточно, чтобы копия была заверена руководителем либо уполномоченным им лицом. В соответствии с п. 5.27 Унифицированной системы организационно-распорядительной документации ДСТУ 4163-2003, утвержденной приказом Госпотребстандарта Украины от 07.04.03 г. № 55, отметка об удостоверении копии документа состоит из слов «Згідно з оригіналом», названия должности, личной подписи лица, которое удостоверяет копию, его инициалов и фамилии, даты удостоверения копии.
Те документы, которые у контрагента есть, можно не прилагать, но об этом следует сделать оговорку в самой претензии.
Претензию подписывает руководитель предприятия или иное должностное лицо предприятия, имеющие соответствующие полномочия, предоставленные уставом предприятия или доверенностью.
Претензия направляется адресату заказным или ценным письмом либо вручается ему под расписку (ч. 5 ст. 6 ХПК).
При вручении претензии под расписку желательно иметь на своем экземпляре отметку адресата примерно следующего содержания: «Претензия со всеми указанными в ней приложениями, всего на ___ листах, получена __.__.2013 г. Должность, подпись, ФИО».
Помните: обращение к недобросовестному контрагенту с претензией — ваше право, а не обязанность. Обратиться в суд за защитой своих прав можно в любой момент, даже не предъявив предварительно претензию.
Елена УВАРОВА, кандидат юридических наук, г. Харьков
В ответе учтены нормы законодательства по состоянию на 15.04.2013